Поиск Первая страница сайта Написать нам
Челябинское ВТКУ
  Главная страница
  СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ ЧВТКУ
  История училища
  Начальники училища
  Заместители Н.У.
  КАФЕДРЫ
  Отделы, службы
  Аллея славы
  Навечно в строю
  ВСЕ ВЫПУСКИ, ТБОУП
  Золотые медалисты
  Наши «ВИА»
  Выпускные знаки
  Афганистан

В родных стенах
  Спасибо за помощь сайту
  К "золотым" погонам.
  Наш "музей"
  Видео
  ТВОРЧЕСТВО
  Я ищу

Проекты
  Были ЧВТКУ

Тактической подготовки

 

ДИСЦИПЛИНЫ, ПРЕПОДАВАЕМЫЕ НА КАФЕДРЕ

  • Тактика.
  • Боевое применение подразделений родов войск.
  • Управление и средства связи.
  • Радиационная, химическая и биологическая защита.
  • Инженерное обеспечение.
  • Военная топография.
  • Военная история.

Целями изучения учебной дисциплины «Тактика» являются:

  • всесторонняя подготовка выпускника к разработке и реализации мероприятий, обеспечивающих постоянную боевую готовность подразделений и частей в различных условиях обстановки;
  • приобретение ими умений качественного планирования боя, руководству подразделениями по своевременной подготовке к нему и успешному решению поставленной задачи.
  • Реализация целей обеспечивает подготовку общевойскового офицера, знающего характер современных тактических действий, принципы, формы и способы применения общевойсковых подразделений, способного грамотно оценивать сложные условия обстановки и принимать целесообразные решения, умеющего организовать бой взвода, роты, батальона и управлять подразделениями в ходе его ведения.

 


СТАНОВЛЕНИЕ

Одновременно с образованием училища создавалась и кафедра. Первым начальником кафедры назначается полковник О.А. Яхьев (1967 г.). 

   Полевая выучка будущего командира-танкиста — основа его обучения в мирное время практической организации и ведению боя в обстановке, наиболее приближенной к реальной действительности.

    Это хорошо понимали первые преподаватели кафедры тактики. В составе ее работали подполковники М. М. Рахленко, В. А. Антонов, И. К. Капитанов. Н. В. Корнев, Д. К. Поклад, И. С. Патрикеев, А. М. Харитонов — старшие преподаватели; подполковник В.И. Бящев. майоры Л. А. Гордин, В. Г. Крупин, Е. М. Лобанов, Ю.И. Плиткин — преподаватели.

   Все они обладали войсковым опытом в командовании, многие участвовали в Великой Отечественной войне. Их опыт и знания способствовали успешному обучению курсантов организации боя на местности, умелому применению оружия и боевой техники, грамотной оценке использования местности, условий боевой обстановки, возможностей своих подразделений, их вооружения, а также вероятного противника и его оружия.

 

 

 

  В ходе уже начавшихся полевых занятий шло освоение и оборудование тактического поля. К 1969 году было сделано три ротных опорных пункта. Параллельно создаётся классная база кафедры. Классы оборудуются по учебным дисциплинам и видам боя. Преподаватели продолжали разрабатывать учебные пособия и конспекты лекций. Особое внимание уделялось изучению курсантами опыта ведения боя во время Великой Отечественной войны.

   Мастерски вел показные и инструкторско-методические занятия на боевой технике и вооружении в учебном центре нач. учебного отдела полковник А. М. Милованов.

  По инициативе заместителя начальника кафедры Подполковника М. М. Рахленко каждая лекция, тактическая разработка, полевое занятие сопровождались конкретным боевым примером. Так был накоплен материал, отражающий действия небольших подразделений и вскоре издан отдельной брошюрой.

   Подполковник М. М. Рахленко имел опыт преподавания в Ташкентском высшем танковом командном училище, Михаил Михайлович во многом помог молодым преподавателям в их становлении.

В последующие годы на кафедру пришла новая группа преподавателей:

И.Д. Додонов, И.Т. Логвин, И.К. Капитанов, Н. А. Мастрич, А.М. Мосалев,:А. 3. Райцелис, А.А. Аникин, М.М. Андин, А. И. Бараков И. М. Безгин, М. Ф. Лысенко Н. С. Левин, М. Т, Никитин, И. А. Митрузаев, В.Ф. Машир, В.П. Рудковский, АА. Фомичёв А.М. Худяков,Л. А. Шинкаренко, А. А. Крошилов, Д.В. Титаренко, Г. П.Ткалич, Ю. Н. Тюленев, Ю. А. Грачев, А. Н. Тюрин, Л. М. Харитонов.

Все они на кафедре выросли как методисты и в воинских званиях.

 

 

м-р Ткалич Г.П. со 2 взводом 3 роты 1973 г.в.

 

Майор Рудковский. Занятия по ЗОМП. Запах прелого сена. Газы!

4 взвод 1 роты 1974 г.в. во главе с зам.ком.взвод Кураковым А.

   Так, по тактической подготовке практиковались двухсторонние занятия на разнообразной и незнакомой местности с обозначенным «противником» в любых погодных условиях и в сложной тактической обстановке. При отработке динамики боя главное внимание уделялось управлению огнем подразделений и приданных средств, в сочетании с совершением маневра.

С курсантами выпускного курса проводились ротные тактические учения с боевой стрельбой.

Подполковник Мастрич и 3 взв. 1 роты 1982 г.в.

 

 

   На кафедре тактической подготовки оборудуется электрифицированный класс управлением боем. Активное участие в работе приняли подполковники М.М. Рахленко, В. И. Бящев, майоры Ю. И. Плиткпи, В. Г. Крупин, служащий Советской Армии И. Т. Копцов.

 

 

  Полковник Дмитрий Васильевич Титаренко па кафедру тактики пришел с должности начальника штаба батальона, майором. Его ратный труд в мирное время был оценен правительственной наградой — орденом Красной Звезды.

  Он часто посещает занятия наиболее опытных преподавателей под полков инков Л. М. Харитонова, Л. М. Мосалова, А. И. Баракова, А. А. Аникина и других Прошло время, и майора Д. В. Титаренко выдвигают на должность старшего преподавателя.

Накопленный опыт и знания позволили Дмитрию Васильевичу Титаренко стать одним из авторов изданного в училище учебного пособия по тактической подготовке.

 

ппк Титаренко Д.В. на полевых занитиях

 

 

 

 

 

Много внимания оборудованию учебно-материальной базы на кафедре тактики, как полевой, так и классной, уделяет заместитель начальника кафедры подполковник М. И. Танкимович.

Под его руководством на тактическом поле созданы новые элементы боевых порядков своих войск и «противника», насыщенные имитационными средствами. В 1974 году было начато и в 1976 году закончено строительство тактической вышки, позволяющей руководить всеми видами тактических занятий.

 

9 рота 1976 г.в. копают котлован под фундамент вышки "Тактическая"

 

тактическое поле и вышка "Тактическая" после разрома училища

 

  

 

С целью обучения боевым действиям в населенном пункте курсанты в районе высоты с отметкой 307,3 построили из бракованных бетонных плит полуразрушенный населенный пункт «Грачевка». Возглавлял работы преподаватель инженерной подготовки подполковник Ю. Л. Грачев.

Северо-западнее одного из озер под руководством старших преподавателей подполковников И. К. Капитанова и В. И. Зурочки был насыпан курган, получивший название высота «Терещенко».

 

          В учебном центре достраивается инженерный и химический городки. Офицеры-топографы создают макеты местности на различные виды боя. Наращивается классная база. Оборудуются классы: разведки, оборонительного боя, защиты от оружия массового поражения, военно-инженерный, связи, военной истории. Работы ведутся под руководством офицеров старших преподавателей: В. И. Бовдуя, В. П. Зурочки, И. С. Левина, А 3. Райцелиса, преподавателей: Ю. А. Грачева, В. Г. Крупина, В. Ф. Машира, В. П. Рудковского, A. А. Фомичева.

 

на фото майор В. Ф. Машир

НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА

В 70-е годы военные кафедры пополняются новыми преподавателями. Некоторые из них с опытом командования курсантскими подразделениями, большинство же пришли из воинских частей, принеся с собой войсковой ритм боевой и политической подготовки. На кафедру тактики на должность старших преподавателей приходят офицеры В. И. Бовдуй, В. И Зурочка, преподавателей — В. В. Валяев. Н. 3. Гамов, В. А. Захаров, Г. Ф. Исаев, А. И. Кашин, В. П. Крамной.

 

 

ппк Крамной В.П.                                               м-р Кашин А.И с 1 вз. 12 роты 1977 г.в

 

ппк Гамов Н.З.

ппк Захаров В.А. инструктирует мех. водителей перед началом занятий

 

     К 10-летию училища на кафедре тактической подготовки (начальник полковник Н. В. Корнев) сложился дружный коллектив преподавателей, который напряженно трудился не только над решением задач по обучению и воспитанию курсантов.

   Это и целый ряд других: составление методических документов по командирской подготовке, участие в качестве посредников на тактических учениях, занятия с офицерами запаса, длительные служебные командировки, создание учебных и бытовых объектов, служба войск.

  

Ядро коллектива составляли опытные преподаватели, уже проработавшие больше шести-семи лет офицеры: И. М. Безгин, Ю. А. Грачев, И. Д. Додонов, В. И. Зурочка. И. К. Капитанов, В. Г. Крупин, А. А. Крошилов, И. С. Левин, И. Т. Логвин, М. Ф. Лысенко, Н. А. Мастрич, В. Ф. Машир, И. А. Митрузаев, А. М. Масалев, А. 3. Райцелис, В. П. Рудковский, Д. В. Титаренко, А. Н. Тюрин, А. А. Фомичев, А. М. Худяков.

  Их поддержка, дружеское отношение, конкретная помощь позволили вновь прибывшим на кафедру офицерам Ю. Я. Артемичеву, В. И. Жежелеву, Н. Н. Исакову, В. М. Казачку, Н. А. Кубареву , В, И. Мельниченко, А. И. Обидину, А. В. Селицкому, В. И. Толмачеву, В. А. Холоше. В. М. Шемякину и другим быстрее овладеть методикой и начать уверенно вести обучение курсантов.

        Наряду с использованием испытанных форм и методов обучения преподаватели кафедры стремятся к овладению новыми. Такими, как комплексное обучение, обучение по задачам и нормативам, двухсторонние тактические учения, нанесение тактической обстановки с голоса и решение тактических летучек во время всех видов занятий. Тактические учения и занятия в училище - важнейшее средство достижения высокого уровня полевой выучки курсантов и подготовки их к умению организовывать и вести современный общевойсковой бой. На этих занятиях и учениях в обстановке, приближенной к боевой, когда накладывается воздействие «противника», наиболее полно формируются нужные современному командиру морально-боевые качества: смелость, решительность, готовность идти на обоснованный риск, инициатива, высокое чувство воинского долга.

     Занятия и учения проводятся, как правило, на разнообразной местности. «Боевые» задачи решаются на глубине действующих тактических нормативов. Накануне каждого тактического учения из состава курсантских подразделении формируются «боевые» экипажи и подразделения по штатной структуре танковых войск, где курсанты назначаются на соответствующие должности. В ходе учений по вводным производится смена курсантов на командных должностях, уточняется и меняется тактическая обстановка. В соответствии с ней курсанты ведут рабочие карты и принимают решения.

п-пк Шемякин В.П. и 3 взв. 5 роты 1984 г.в.

      С целью выработки командирских качеств, выносливости, стойкости и упорства проводятся суточные и двухсуточные занятия на большую глубину, в высоком темпе, в любую погоду. Они требуют большого физического напряжения, вырабатывают навыки в организации питания и отдыха в полевых условиях.
     Тактическое занятие в начале января 1977 года по теме «Взвод в разведке» проводилось под руководством преподавателя тактики майора И. Д. Додонова. Курсанты находились сутки в условиях низкой температуры, в отрыве от учебного центра. Успешно справились с обязанностями командиров взводов курсанты Г . Бабин, В. Бодряков, В. Исупов, С. Широков, В. Семенов, В. Янков и другие.
       Курсанты, поставленные в сложные рамки походной жизни, были энергичны, получили навыки в организации и ведении разведки в сложных климатических условиях. Преподаватель проявлял заботу о воспитании у них психологической устойчивости. Подобные занятия в обстановке повышенных психологических нагрузок формируют у курсантов комплекс таких волевых качеств, как самообладание, стойкость, решительность, необходимые в условиях боевой жизни.

 

  Поучительными были тактические замятия старшего преподавателя подполковника А. М. Мосалева. Тщательная подготовка Аркадия Михайловича стала наглядным примером для всех преподавателей. Его лекции и семинарские занятия были научно обоснованы, глубоки по содержанию, побуждали курсантов мыслить, сопоставлять, анализировать. Учебный материал излагался четко, доходчиво. Широко использовались схемы, макеты, ящик с песком, магнитная доска, различные технические средства обучения. Преподаватель практиковал индивидуальные задания, стремился развить тактический кругозор курсантов, привлекал их к подготовке наглядных пособий, макетов, приборов.

  В поле А. М. Мосалев создавал сложную и поучительную наземную и воздушную обстановку, максимально приближенную к боевой, добиваясь от курсантов уверенных действий, грамотной организации боя, четкости постановки боевых задач, нанесению данных обстановки с голоса, ориентированию и работе с картой на местности, твердому управлению подразделениями при резких изменениях обстановки, успешному осуществлению маневра огнем и подразделением с использованием местности, разведке и уничтожению противотанковых средств противника, наиболее полному использованию боевых возможностей танков.

Зкзамен по тактической поготовке у 1 взв. 12 роты принимают                

       м-р Л. Шинкаренко и п-пк А.М.Мосалёв.

 

 

  Увлеченно работали на кафедре старший преподаватель военной топографии подполковник И. К. Капитанов (награжден орденом Красной Звезды), преподаватели тактики майоры В. А. Захаров, И. Т. Логвин, А. Н. Тюрин (награжден медалью «За боевые заслуги»), капитан В. А. Жежелев, преподаватель защиты от оружия массового поражения майор В. П. Рудковский и другие.

В октябре 1978 года личный состав 'училища проводил в запас генерал-майора танковых войск Владимира Григорьевича Терещенко. Приказом Министра обороны Союза ССР' начальником училища назначается генерал-майор танковых войск Леонид Павлович Кожевников (впоследствии генерал-лейтенант), прибывший с должности заместителя командующего объединения..

Происходят кадровые изменения на кафедрах.

На кафедру тактики старшими преподавателями пришли офицеры Л. П. Зиновьев, Г. И. Лейз, А. А. Матушин, Н. А. Занько, В. Л. Бессонов, А. М. Круглов, В. П. Коломиец, И. Е. Шуляковский;


п.пк Лейз Г.И. во время перерыва на полевых занятияхз с курсантами 5 роты 1980 г.в.

 

преподавателями офицеры Г. П. Цой, В. Я. Драпезо, А. Г. Зубеня, М. А. Шевченко, А. Я. Нессонов, А. Я. Нудельман, В. Н. Бурмистров.

Подполконик Цой Г.П. с курсантами 1980 г.в.

Подполковники А. А. Матушин, В. П. Коломиец, В.Л. Бессонов, А. М. Круглов одновременно возглавили службы училища.

 

п-пк Крамной В.П.

Преподаватель тактики в третьих взводах 1 и 2 рот 82 г.в. майор Дивенко Владимир Сергеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1980 году начальник кафедры полковник Орловский В.В. выдвигается на должность заместителя начальника училища.

 

 

После окончания адьюнктуры при Военной академии бронетанковых войск начальником кафедры назначается подполковник В. Г. Дорошенко, кандидат военных наук.

 

  Преподавательский состав кафедры участвует в редакционно-издательской деятельности, способствующей учебно-воспитательному процессу. Издаются: «Методические рекомендации по организации боя в танковых подразделениях», ч. I и II (В. Г. Дорошенко. М. И. Танкимович, Д. В. Титаренко), учебно-методическое пособие «Основные направления развития тактики в боях за свободу и независимость социалистического Отечества» (А. 3. Райцелис), «Памятки по ориентированию и целеуказанию на местности по карте» (И. К. Капитанов, А. Я. Драпезо).

Все тактические занятия проводятся как единый тактико-огневой комплекс и органически увязывается с другими военными дисциплинами.

п-к Капитанов, п-пк Селицкий, экзамен 1980 г.

Комплексирование занятий различных военных дисциплин в интересах тактики позволяет более глубоко усвоить теоретические положения и быстрее совершенствовать необходимые в бою навыки, повышать психологическую устойчивость обучаемых, интенсифицировать учебный процесс. Любое занятие при его комплексной организации становится более эффективным, приближается к реальным условиям боевой обстановки.

 С освоением и введением новой программы стало возможным до 70% учебного времени па всех практических занятиях отводить вопросам непосредственного становления командира—привитие курсантам командных, методических и практических навыков. Однако для достижения этих целей необходимо было еще создать определенные условия, преодолеть узость полевой учебно-материальной базы. Что мог иметь взвод курсантов в учебном центре? В лучшем случае три танка и один бронетранспортер. При таких обстоятельствах за шестичасовое занятие практику командования получало 9—12 курсантов из 25—29, то есть 30—40%. И это у опытного преподавателя, который максимально использует время, отведенное на занятия, и владеет необходимой суммой методических приемов. Остальные курсанты были пассивными наблюдателями. Возникла идея создать подвижные пункты обучения. Ее реализацией непосредственно занимались заместитель начальника кафедры тактики полковник №. И. Танкимович, прапорщики А. В. Антонов Н. П. Ваганов и другие.

   Этому вопросу внимание уделял начальник училища. Подвижные пункты обучения были созданы на базе БТР-152. Подготовленные в нем 15 учебных мест, оборудованные переговорными устройствами и приборами наблюдения МК-4, позволили каждому курсанту прослушивать команды, распоряжения, вводные руководителя занятий и курсанта, действующего в роли командира, наблюдать за полем боя.

 

  Подвижные пункты используются преподавателями и на тактических учениях, которые разрабатываются и проводятся двухсторонними по комплексным темам с привлечением всех кафедр и преподавателей тактико-специальных дисциплин.

Эффективность от таких занятий большая. Они начинаются, как правило, в светлое время суток, продолжаются в ночных условиях.

п-пк Селицкий на учебном месте. Первый день учений.

Каждый курсант на этих учениях получает практические, навыки в управлении танковым взводом, ротой, а курсанты выпускного курса —в должности командира танкового батальона, Трехсуточные полевые выходы курсантов первого и четвертого курсов, введенные в программу, расширили возможности практического становления будущих офицеров.

Тщательная подготовка учений, их организованное проведение преподавателями кафедры огневой подготовки и всех остальных военных кафедр, командирами курсантских подразделений, помощь отделов и служб, непосредственный контроль начальника училища, его заместителей обеспечивали необходимый уровень учений. Курсанты выпускного курса совершенствовали свои командирские и методические навыки, а для курсантов первого курса это был выход на непосредственные подступы к своей полевой выучке.

2вз. 4 рота 1979 г.в. на тактике с майором Казачек.

  В организации и проведении полевых выходов приняли участие преподаватели тактики подполковники В. Г. Дорошенко (начальник кафедры) и И. Е. Шуляковский, полковник Г. И. Лейз, подполковники Н, А. Занько, Л. П. Зиновьев,В. И. Казачок, Г. П. Цой, В. М. Шемякин, майор Л. Г. Зубеня, преподаватели тактико-специальных дисциплин полковник А. А. Матушин, подполковники В. Л. Бессонов, В. П. Коломиец, Л. М. Круглов, Ю. А. Грачев, В. П. Рудковский, А. В. Селицкий.

п-пк Цой Г.П. с курсантами 4 взв. 6 роты 1984 г.в. на ст. Смолино

 

 

 

 

Государственной комиссией отличаются роты курсантов капитана М. А. Утина, удостоенного ордена «За службу Родине» 3-й степени, старших лейтенантов В. В. Горло, В. А. Хватова, учебные взводы и роты-, в которых занятия по тактике проводили офицеры преподаватели И. А. Митрузаев, Г. Ф. Исаев, А. И. Обидин, В. А. Холоша, И. Е. Шуляковский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1981 году, после окончания академии БТВ, преподавателем на кафедру приходит п.пк Коровниченко Ю.Г., впоследствии кмандир курсантского батальона.

 

 

 

 

 

 

В конце 1983 года, заместителем начальника кафедры назначен подполковник Десяткин Валентин Николаевич, который пришел с должности командира полка из ГСВГ. Впоследствии - начальник кафедры ЧВВАИУ.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учения 1989 г. П-пк С.Ф. Демчуук, п-к И.Е. Шуляковский, п-к В.Н. Десяткин, п-пк А.В. Селицкий
 
 
Тактико-специальную дисциплину (инженерную подготовку) в 80-х гг преподавал подполковник В.Л.Бессонов

 

 

 

В 1986 году по окончании ВА БТВ кафедру пополнили Ю.Нестеров и П.Сабаев (впоследствии начальник кафедры).

Ю.А.Нестеров на занятиях в Бишкиле.

 

Занятие по тактической подготовке проводит П.Сабаев.

 

Состав кафедры перед закрытием



Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru