Поиск Первая страница сайта Написать нам
Челябинское ВТКУ
  Главная страница
  СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ ЧВТКУ
  История училища
  Начальники училища
  Заместители Н.У.
  КАФЕДРЫ
  Отделы, службы
  Аллея славы
  Навечно в строю
  ВСЕ ВЫПУСКИ, ТБОУП
  Золотые медалисты
  Наши «ВИА»
  Выпускные знаки
  Афганистан

В родных стенах
  Спасибо за помощь сайту
  К "золотым" погонам.
  Наш "музей"
  Видео
  ТВОРЧЕСТВО
  Я ищу

Проекты
  Были ЧВТКУ

Семья Бойко.

 

Женщины-танкисты Великой Отечественной войны. Александра Бойко

 Судьбы и истории всех женщин-танкистов, которые приняли участие в Великой Отечественной войне, необычны по-своему. Случай с Александрой Леонтьевной Бойко (Моришева) тоже уникален. В годы войны она воевала в тяжелом танке ИС-2 вместе со своим мужем. Александра Бойко — советский танкист, гвардии техник-лейтенант, участница Великой Отечественной войны, кавалер орденов Отечественной войны I и II степени, Почетный гражданин города Магадана.

В тяжелые военные годы Александра Бойко вместе со своим мужем Иваном Бойко внесла личные сбережения в Фонд обороны. Всего они сдали 50 тысяч рублей на постройку танка для нужд Красной Армии. После этого они обратились к Верховному Главнокомандующему с просьбой отправить их на фронт вместе. В действующую армию они отправились в составе экипажа тяжелого танка ИС-2. При этом Александра была назначена командиром танка, а ее муж — механиком-водителем грозной боевой машины.

Александра Леонтьевна Моришева появилась на свет в 1918 году в городе Белебей Башкирской АССР. После окончания в 1938 году Киевского химико-технологического техникума она стала трудиться химиком на спиртовом заводе в родной Башкирии. В 1940 году по договору она прибыла на работу в Магадан. Здесь она работала контролером-комплектовщиком в конторе общего снабжения организации Дальстрой. Тогда же она познакомилась со своим будущим мужем, и с 1940 года стала носить фамилию Бойко.    

Бойко Иван Федорович родился в 1912 году в городе Нежине, расположенном в Черниговской области. С 1927 по 1933 годы он трудился на Украине слесарем-комбайнером, а затем служил в военно-морском флоте на Дальнем Востоке. После демобилизации с флота работал на Магаданской автобазе на «Ярославце», перевозил грузы по Колымской трассе. Возить приходилось много: оборудование для фабрик, электростанций, рудников, части механизмов, промышленные приборы для приисков. За свою работу был отмечен грамотами и благодарностями, а также имел знак «Отличник-дальстроевец». Трудился в государственном тресте «Дальстрой» шофером с 1938 года по февраль 1943 года.

   Войну молодая семья Бойко встретила в Магадане. В 1942 году Ивана Бойко как лучшего шофера включили в состав делегации представителей Дальстроя, которая отправилась на фронт с эшелоном подарков для бойцов Красной Армии. Вернувшись из этой поездки домой, он рассказал своей жене, как тяжело приходится там на фронте, на «большой земле». Так молодые решили внести свою посильную лепту в победный исход войны и отдали 50 000 рублей личных сбережений в Фонд обороны. Помимо этого, они отправили Сталину письмо с просьбой позволить им воевать в построенном на сданные деньги танке. Ответ от Верховного Главнокомандующего они получили в феврале 1943 года. Телеграмма от Сталина была довольно лаконичной: «Благодарю вас, Александра Леонтьевна и Иван Федорович, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет». По разрешению Сталина супруги Бойко смогли поступить в Челябинское танковое училище. 

В ноябре 1943 года они по ускоренной программе смогли закончить Челябинское танковое училище и в звании младших техников-лейтенантов были зачислены в резерв. При этом им снова пришлось писать письма и рапорты, но на этот раз уже с просьбами о скорейшей их отправке на фронт. Однако попасть туда они смогли только в мае 1944 года, после того как получили под Тулой новый советский тяжелый танк ИС-2. При этом Александра Бойко стала командиром грозной машины, а ее муж механиком-водителем танка. Супруги были направлены в 48-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк, который входил в состав 5-го танкового корпуса.

Отличительной особенностью полученной ими машины была расположенная на борту танка надпись «Колыма». Также, по некоторым сведениям, внутри танка ИС-2 была даже прикреплена табличка с информацией об именной машине.

 

С мая 1944 по май 1945 гг. они принимали участие в боевых действиях полка на территории Прибалтики, Польши, а победу встретили уже в Чехословакии. Свое боевое крещение семейная пара танкистов приняла во время проведения Режецко-Двинской операции. 25 июля 1944 года экипаж танка ИС-2 «Колыма» сумел отличиться в боях возле деревни Малиновка. В этом бою Бойко удалось уничтожить один танк «Тигр» и два орудия противника. При этом сама Александра Бойко в бою была легко ранена. За этот бой девушка была представлена к ордену Отечественной войны I степени, а ее муж Иван Бойко к ордену Красного Знамени.


В приказе о награждении Александры Бойко подчеркивалось, что она умело руководила экипажем танка, давала целеуказания, отыскивала цели. В этом бою товарищ Бойко была ранена, проявила смелость, мужество и отвагу. Несмотря на полученное ранение, она осталась в строю, а уже день спустя во время контрнаступления немцев смогла показать себя талантом танковых засад. ИС-2 Бойко метким огнем сумел повредить вражескую самоходку.

Согласно воспоминаниям маршала Советского Союза А. И. Ерёменко, танкистам удалось обойти Даугавпилс, ими была перерезана железная и шоссейная дороги ведущие к Риге, что создало благоприятные условия для штурма города. В ночь на 27 июля 1944 года советские войска внезапным броском смогли выйти на ближние подступы к окраинам Риги. Утром немецкие войска попытались провести контратаку, но были встречен плотным огнем из засад. В одной из таких засад находился и тяжелый танк супругов Бойко, который своим огнем смог вывести из строя самоходное орудие 

6 августа 1944 года в сводке Совинформбюро говорилось о том, что экипаж танка, в котором командиром был младший техник-лейтенант Александр Бойко, а водителем младший техник-лейтенант Иван Бойко, за две недели непрерывных боев смог уничтожить 5 танков противника и 2 его орудия. В сентябре того же года Александра Бойко была временно отправлена в Москву, где смогла выступить на IV антифашистском митинге. Тогда же ее портрет был опубликован на обложке популярного советского журнала «Огонёк».

После завершения Великой Отечественной войны прославленные, но теперь уже бывшие танкисты, снова вернулись в ставший родным Магадан. При этом Иван Федорович проработал в этом городе 7 лет заместителем начальника 4-й автобазы, а Александра Леонтьевна работала директором хлебозавода. Дважды они оба избирались депутатами Магаданского городского Совета депутатов трудящихся (в 1947 и в 1953 годах).

В середине 1950-х годов жизнь распорядилась таким образом, что их пути-дороги разошлись. Однако они еще не раз встречались на общих сборах однополчан, воинов-освободителей. В 1989 году ветеранов пригласили на празднование 50-летия Магадана — города их вечной памяти. В настоящее время их имена вписаны в славную когорту почетных граждан данного города. Званий «Почетный гражданин города Магадана» супруги удостоились вместе 4 декабря 1991 года.

После 1954 года Александра Бойко жила в Краснодарском крае в городе Апшеронске. Была награждена двумя орденами Отечественной войны первой и второй степеней (1944 и 1985 год соответственно), многочисленными медалями. Ушла из жизни в 1996 году.


 

 

 



Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru